ИНФОРМАЦИЯ о результатах работы прокуратуры района по надзору за законностью муниципальных нормативных правовых актов в 2015 году.


В соответствии с приказом Генерального прокурора РФ, прокуратурой района систематически изучаются принятые органами местного самоуправления нормативные акты на соответствие их Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.

В прошедшем году органами местного самоуправления принято 625 нормативных правовых актов.

В целях устранения нарушений, выявленных в 50 муниципальных нормативных актах, прокурором района внесено 1 представление на незаконные положения 1 муниципального нормативного акта - устав муниципального образования, принесено 49 протестов, в том числе, 41 по результатам проведенного мониторинга нормативных актов прошлых лет.

46 муниципальных нормативных правовых актов приведены в соответствие с федеральным законодательством. 4 нормативных правовых акта не приведены в соответствие с федеральным законодательством, т.к. протесты находятся на рассмотрении.

Изучение оспоренных положений муниципальных нормативных актов свидетельствует о том, что в 2015 году наиболее часто допускались нарушения земельного, налогового законодательства, а также законодательства при регулировании отношений, связанных с осуществлением муниципального контроля.

По протесту прокурора, изменен муниципальный правовой акт, касающийся организации и осуществления первичного воинского учета граждан.

Так, постановлением главы Плотавского сельсовета от 18.02.2015 № 6 утверждено Положение о военно-учетной работе Администрации Плотавского сельсовета Октябрьского района, пунктом 3.8 которого, в нарушение требований статьи 8 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», установлены иные сроки для направления в военный комиссариат сведений о лицах мужского пола, достигших возраста 15 и 16 лет, а также о лицах мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет.

Принесен протест на постановление главы Артюховского сельсовета от 21.05.2015 № 3 «О мерах по реализации Закона Курской области от 04.01.2003 № 1-ЗКО «Об административных правонарушениях в Курской области» на территории Артюховского сельсовета Октябрьского района Курской области», которым на главу и заместителя главы Артюховского сельсовета возложена обязанность по составлению протоколов об административных правонарушениях по статьям 15, 16, 17, 19, 20, 28, 28.1, 28.2, 29.1, 37, 39, 41-45, 52.1, 52.2, 52.5, 53, 63, 64, 66.5. названного закона Курской области с последующим их направлением на рассмотрение в административную комиссию Администрации Октябрьского района Курской области.

Вместе с тем, законом Курской области от 25.09.2014 № 50-ЗКО «О внесении изменений в Закон Курской области «Об административных правонарушениях в Курской области», статьи 17, 41, 52.1, 52.2. Закона Курской области № 1-ЗКО, признаны утратившими силу.

Таким образом, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями статьи 17, 41, 52.1, 52.2. Закона Курской области № 1-ЗКО не составляются и, как следствие, не рассматриваются.

Протест рассмотрен, нормативный правовой акт приведен в соответствие с законодательством.

Прокурором принесен протест на административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление отдельным категориям граждан, нуждающимся в жилых помещениях, жилых помещений по договорам социального найма», утвержденный постановлением Администрации Никольского сельсовета от 25.06.2015 № 64.

Пункт 2.7. административного регламента устанавливал возможность отказа в приеме документов, необходимых для оказания данной муниципальной услуги, в случаях, когда: тексты заявления и представленных документов написаны неразборчиво; фамилии, имена и отчества заявителя и (или) членов его семьи написаны не полностью либо в документа имеются несоответствия в написании фамилии, имени и отчества заявителя и (или) членов его семьи; в документах имеются подчистки, приписки, зачеркнутые слова и иные неоговоренные и незаверенные исправления и др.

Вместе с тем, статьями 52, 54 Жилищного кодекса РФ, статьей 2 Закона Курской области Закон Курской области от 20.10.2005 № 70-ЗКО "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", не предусмотрена возможность отказа должностного лица в приеме заявления и документов для рассмотрения вопроса о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

По аналогичным основаниям прокурором опротестован административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление отдельным категориям граждан, нуждающимся в жилых помещениях, жилых помещений по договорам социального найма», утвержденный Администрацией Плотавского сельсовета от 03.07.2015 № 63.

Протесты рассмотрены и удовлетворены, в нормативные акты внесены изменения.

Находятся на рассмотрении протесты прокурора на нормативные акты Администрации Катыринского сельсовета, принятые с превышением компетенции органа местного самоуправления.

Так, опротестовано постановление Администрации Катыринского сельсовета от 03.09.2015 № 172, которым утвержден Порядок и условия размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса РФ, порядок и условия размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Соответствующий нормативный правовой акт в Курской области принят постановлением Администрации Курской области от 20.08.2015 № 544-па.

Таким образом, названный выше нормативный правовой акт органа местного самоуправления принят с превышением компетенции органа местного самоуправления, по вопросу, не требующему регулирования на муниципальном уровне.

Также, опротестовано постановление Администрации Катыринского сельсовета от 12.11.2015 № 241, которым утвержден Порядок определения цены земельных участков, при заключении договора купли-продажи земельных участков, находящихся в государственной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Катыринского сельсовета Октябрьского района, приобретаемых без проведения торгов.

Вместе с тем, согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 39.4. Земельного кодекса РФ, орган местного самоуправления вправе установить порядок определения цены лишь в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Постановлением Администрации Плотавского сельсовета от 03.07.2015 № 46 утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Совершение нотариальных действий». Аналогичные регламенты утверждены постановлениями Администрации Артюховского сельсовета от 20.07.2015 № 45 и Администрации Черницынского сельсовета от 21.12.2015.

Вместе с тем, согласно части 3 статьи 39 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 № 4462-1, порядок совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений, главами местных администраций муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления муниципальных районов устанавливается Инструкцией о порядке совершения нотариальных действий, утверждаемой федеральным органом юстиции.

В целях реализации данной нормы Министерством юстиции Российской Федерации издан приказ от 27.12.2007 № 256 «Об утверждении Инструкции о порядке осуществления нотариальных действий главами администраций поселений и муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений и муниципальных районов».

Таким образом, нормативное регулирование отношений по совершению должностными лицами местного самоуправления отдельных нотариальных действий относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации, которые реализованы уполномоченными органами путем издания нормативного правового акта.

К компетенции органов местного самоуправления в сфере нотариата относится непосредственное совершение отдельных нотариальных действий в установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти порядке, что явилось основанием для принесения прокурором протестов на указанные нормативные акты сельских поселений.

Протесты находятся на рассмотрении органов местного самоуправления.

Значительное количество незаконных муниципальных правовых актов (41 нормативных акта или 84% от общего количества оспоренных актов) выявлены по результатам мониторинга.

Прокурором, в адрес представительных органов 11 муниципальных образований принесены протесты на нормы Правил землепользования и застройки населенных пунктов, противоречащие статьей 279 Гражданского кодекса РФ, главе VII.I. «Порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд» Земельного кодекса РФ (в ред.Федерального закона от 31.12.2014 № 499-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которыми определен новый порядок изъятия земельных участков для муниципальных нужд - основания, содержание и процедуры принятия решений и заключения соглашений об изъятии земельных участков, которые рассмотрены и удовлетворены,

По протесту прокурора внесены изменения в решение Собрания депутатов поселка Прямицыно от 18.11.2010 № 138 «О земельном налоге» (в редакции решений от 17.05.2013 № 18, от 24.11.2014 № 98).

Так, пунктом 3 Решения установлены отчетные периоды для налогоплательщиков – организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.

В соответствии с нормами главы 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый период по земельному налогу определен, как календарный год (пункт 1 статьи 393 Налогового кодекса РФ).

Согласно пункту 2 статьи 393 Налогового кодекса РФ (в ред.Федерального закона № 347-ФЗ), отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.

Аналогичный отчетный период для налогоплательщиков - физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, Федеральным законом № 347-ФЗ, исключен.

Пунктом 4 Решения предусмотрена уплата авансовых платежей по земельному налогу налогоплательщиками – физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями.

Вместе с тем, согласно части 2 статьи 397 Налогового кодекса РФ (в ред.Федерального закона № 347-ФЗ), обязанность уплачивать авансовые платежи по налогу установлена для налогоплательщиков – организаций, т.к. индивидуальные предприниматели, исключены из перечня плательщиков земельного налога, обязанных вносить авансовые платежи.

По результатам рассмотрения протестов, принесенных на нормативные акты сельских поселений, содержащих аналогичные нарушения, в муниципальные акты внесены необходимые изменения.

Прокуратурой района проведен мониторинг муниципальных правовых актов, регламентирующих осуществление муниципального жилищного контроля, по результатам которого установлены нарушения федерального законодательства.

Так, пункт 7.3. Административного регламента по осуществлению муниципального жилищного контроля на территории поселка Прямицыно, утвержденного постановлением главы поселка Прямицыно от 16.08.2013 г. № 120 (далее – Административный регламент), закреплял, что в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа муниципального контроля, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на двадцать рабочих дней, в отношении малых предприятий, микропредприятий не более чем на пятнадцать часов, что противоречило части 3 статьи 13 Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (в ред.Федерального закона от 14.10.2014 № 307-ФЗ), согласно которой, срок выездной плановой проверки в отношении малых предприятий может быть продлен не более чем на пятьдесят часов.

Пункт 3.3. Административного регламента, определяющий перечень оснований для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок, не соответствовал части 4.1. статьи 20 Жилищного кодекса РФ (в ред.Федерального закона от 21.07.2014 № 217-ФЗ), а именно, не содержал такого основания для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок, как истечение одного года со дня постановки на учет в муниципальном реестре наемных домов социального использования первого наемного дома социального использования, наймодателем жилых помещений в котором является лицо, деятельность которого подлежит проверке.

Наряду с этим, не соответствовали новой редакции части 4.2. статьи 20 Жилищного кодекса РФ основания для проведения внеплановой выездной проверки.

Регламентированные муниципальным правовым актом права должностных лиц органов муниципального жилищного контроля, а также виды принимаемых мер, направленных на устранение выявленных нарушений, также нуждались в приведении в соответствие с изменившимися положениями указанной статьи Жилищного кодекса РФ.

По результатам рассмотрения протеста прокурора, принесенного на незаконные положения вышеуказанного муниципального нормативного акта, нарушения устранены.

Также, по протесту прокурора, приведен в соответствие с требованиями действующего федерального законодательства Административный регламент осуществления муниципальной функции «Осуществление муниципального жилищного контроля на территории Черницынского сельсовета Октябрьского района Курской области», утвержденный постановлением главы Черницынского сельсовета от 24.07.2013 № 174 (Администрацией Черницынского сельсовета полномочия по муниципальному жилищному контролю осуществлялись на основании соответствующего соглашения).

Также соответствующими соглашениями передавались сельским поселениям полномочия по контролю за сохранностью автомобильных дорог.

По результатам изучения нормативных правовых актов, регламентирующих порядок осуществления указанных полномочий, прокурором принесено 6 протестов на административные регламенты осуществления на территориях сельсоветов Октябрьского района муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, которые не соответствовали требованиям закона в части определения предмета плановых проверок, оформления распоряжений о проверках, сроков проведения проверок.

Аналогичные нарушения выявлены в 5 административных регламентах исполнения муниципальной функции по осуществлению муниципального земельного контроля.

Так, пунктом 1.4. Административного регламента по предоставлению муниципальной функции «О порядке осуществления муниципального земельного контроля за использованием земель на территории Лобазовского сельсовета», утвержденного постановлением Администрации Лобазовского сельсовета от 16.07.2012 № 53 (в ред.постановления от 01.10.2012 № 90) устанавливалось, что муниципальная услуга представляет собой комплекс мероприятий, комиссии земельного контроля администрации Лобазовского сельсовета по проверке выполнения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами на территории Лобазовского сельсовета обязательных требований земельного законодательства и требований муниципальных правовых актов в сфере землепользования, что противоречило статье 72 Земельного кодекса РФ, согласно которой, под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.

Подпунктом 1 пункта 3.2.1 Административного регламента определялось, что в ежегодном плане проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей указывается, помимо прочего, места жительства индивидуальных предпринимателей.

Вместе с тем, включение места жительства индивидуальных предпринимателей в ежегодный план проверок, противоречило пункту 1 части 4 статьи 9 Федерального закона № 294-ФЗ (в ред.Федерального закона от 14.10.2014 № 307-ФЗ).

В пункте 3.2.4. Административного регламента закреплялся перечень оснований для проведения внеплановой проверки, который подлежал дополнению в соответствии с требованиями части 21 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ (в ред.Федерального закона от 14.10.2014 № 307-ФЗ), согласно которой, в случае, если основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, предметом такой проверки может являться только исполнение выданного органом государственного контроля (надзора) и (или) органом муниципального контроля предписания.

Согласно подпункту 3 пункта 3.5. Административного регламента, в распоряжении должно было указываться, помимо прочего, места жительства индивидуальных предпринимателей, что противоречило пункту 3 части 2 статьи 14 Федерального закона № 294-ФЗ (в ред.Федерального закона от 14.10.2014 № 307-ФЗ).

Пунктом 3.13. Административного регламента определялось, что юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны вести журнал учета проверок, тогда как, частью 8 статьи 16 Федерального закона № 294-ФЗ № 294-ФЗ (в ред.Федерального закона от 14.10.2014 № 307-ФЗ) закреплено, что юридические лица, индивидуальные предприниматели вправе вести журнал учета проверок.

По протестам прокурора муниципальные нормативные правовые акты приведены в соответствие с требованиями законодательства.

В связи с вступлением в силу с 01.01.2015 г. изменений, внесенных в Закон Курской области от 28.12.2007 № 132-ФЗ «О наделении органов местного самоуправления Курской области отдельными государственным полномочиями Курской области по организации предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг», которым предусмотрено осуществление государственных полномочий Курской области по организации предоставления гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (прием, проверка документов, принятие решений о предоставлении (отказе в предоставлении), прекращении, приостановлении и возобновлении выплаты гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также начисление данных субсидий, их перерасчет и выплата) только органам местного самоуправления городских округов «Город Курск». «Город Железногорск», «Город Курчатов», прокурором, опротестованы муниципальные нормативные акты, регулирующие данные отношении(административные регламенты), 5 муниципальных образований.

По результатам рассмотрения протестов, муниципальные нормативные акты, отменены.

Информируя об изложенном, полагаю, что с учетом постоянного обновления федерального законодательства, нормотворческая деятельность органов местного самоуправления требует повышения качества принимаемых нормативных правовых актов.

Прикрепленный файл:
18:20
687